Письменная речь глазами дилетанта

Письменная речь развивалась постепенно. Сначала появились знаки для обозначения понятий. Иероглифы и буквы. Впрочем сегодня не о иероглифах, а о наших родных. Так вот, буквы. Они складываются в слова, которые обозначают понятия. А ещё они обозначают звуки. То есть, отражают нашу устную речь. Но, как известно, отражают довольно грубо. Поэтому, помимо них появились и другие символы. Всем известны знаки препинания. Изначальный их смысл отображать интонацию, и некоторые смысловые моменты. Менее известны русскому человеку диакритические знаки, которые, появившись в греческом языке, применялись для акцентирования звуков речи — постановки ударения, длительности звуков. Диакритические знаки расползлись по алфавитам и теперь означают множество вариаций звучания, в русском тоже остался один, акут, служащий для обозначения ударения. На этом, собственно спектр «литературных» речевых символов и заканчивается. Но в речи «письменно-разговорной» прочно прижились эмотиконы, или по-простому, смайлы, которые обозначают эмоциональный фон.

Обнаруживается закономерный факт: письменность развивается в сторону всё более точного отражения смысла, приближаясь к речи устной, и всё более точно отражая её. Какая будет письменность будущего точно нельзя сказать, но, становится очевидным, что по выразительности она будет состязаться с устной речью. Также становится очевидно, что письменность из инструмента передачи информации становится средством полноценной человеческой коммуникации. Разве это не замечательно?

В процессе общения, наверное, каждый замечает, что не всегда удаётся точно передать смысл. А ведь это хороший повод для творчества! Какие знаки хотелось бы, например, мне увидеть в недалёком будущем:

  • Знак переносного и прямого смысла. Зачем? Попробуйте понять, что значит: «Что эти свиньи тут делают?», а так, можно было бы написать что-то вроде: «`свиньи» — в переносном, «|свиньи» — в прямом, и понятно о ком речь. :)
  • Отдельный значок для логического ударения, сейчас его обозначают обычным ударением или каким либо выделением слов (курсив, подчёркивание), однако это не всегда удобно и понятно. Пример: «Ты всё гладишь?», не ясно, то ли «всё» — все предметы, или «всё» — всё время. И знак ударения над «ё» не поставишь, некузяво. Можно использовать, например, знак подчёркивания. «Ты _всё_ гладишь?»

Конечно, это не самые удачные знаки, и, наверное, не совсем понятные ранее не знакомому с подобными обозначениями. Но кто знает, может и приживутся!

Что можно сказать напоследок? Напутствие: любите символы, используйте их, придумывайте новые, делайте общение разнообразнее!

Изначально опубликовано на LiveJournal.com.

sledy/pismennaja_rech_glazami_diletanta.txt · Последние изменения: 2009/04/10 13:39 — vovanium
За исключением случаев, когда указано иное, содержимое этой вики предоставляется на условиях следующей лицензии: CC Attribution 3.0 Unported